Главная » Статьи » Стили и жанры

Блэк-метал
Блэ́к-ме́тал (англ. Black metal, от англ. black - «чёрный»; норв. svartmetall), или Блэ́к, - музыкальный стиль, одно из экстремальных направлений метала.

Блэк-метал появился в начале 1980-х; первым произведением в этом стиле считается альбом группы Venom «Black Metal» (1982), от которого и произошло название стиля, хотя многие называют в качестве основоположника группу Bathory. В истории блэк-метала выделяют четыре волны. К первой относят «прото»-блэк-метал, самые известные представители которого - Venom, Sodom (раннее), Bathory, ко второй - группы, окончательно сформировавшие жанр в 85-90-х (в первую очередь, норвежские и шведские (Mayhem, Burzum)). Третья волна - начало 90-х - 95-е. После 95-го - четвертая волна.

Основные черты
Gehenna
Dark Funeral
Marduk

Звучание

Блэк-метал, как правило, характеризуется предельно скоростными гитарными и барабанными партиями. Используются приёмы игры тремоло и бласт-бит. Звучание гитар резкое и «грязное», создающее монотонную абразивную пелену сухого дисторшна. Вокал - скриминг и его разновидности (шрайк, инхэйл и др.) - резкий хрипящий крик, или высокий вопль с истеричной интонацией; иногда применяются вставки гроулинга (низкого «рычащего» вокала). Отличительной чертой является монотонность, зацикленность и однообразие музыкальных композиций. Подобное звучание определяется как Raw black metal (от англ. raw - «сырой») и считается эталонным. Бас-гитара и (крайне редко) клавишные играют вспомогательную роль в традиционном эталонном блэке, тогда как, например, в симфо-блэке клавишным уделяется большое внимание.

Сценический образ

Немаловажную роль играет сценический образ блэк-исполнителей. Широко используются черная кожа, шипы, «напульсники», т.н. «патронташи», тяжелая обувь на толстой подошве, и прочая атрибутика свойственная субкультуре металлистов. Как и у многих представителей экстремальной метал-сцены, важной составляющей образа являются длинные волосы. Большинство музыкантов перед выступлениями или фотосессиями накладывают на лицо особый чёрно-белый макияж - корпспэйнт, цель которого - придать исполнителю демонический вид или сделать его похожим на труп. На сцену часто выходят в особых облачениях, стилизованных под одеяния скандинавских воинов, викингов или военную форму третьего рейха, либо в ритуальных одеждах. Во время концертных выступлений и в видеоклипах создается мрачная сатанинская атмосфера, используется агрессивная оккультная символика, демонстрируются грубые надругательства над религиозными образами. Тем не менее, многие блэк-музыканты стараются абстрагироваться от подобных клише. Следует отдельно упомянуть особенности оформления обложек и буклетов в альбомах блэк-металлических команд: Доминируют мрачные чёрно-белые тона, часто изображается лес, природа, различные мифологические персонажи, иногда - кощунственные порочащие интерпретации на христианскую тематику; используется готический шрифт, скандинавские руны и орнаменты; всячески обыгрывается сатанинская символика - пентаграммы, перевернутые кресты, вариации образа Бафомета, реже встречается нацистская символика. Логотипы некоторых блэк-металлических команд представляют собой настоящие шедевры художественной графики - изображаются множеством сложных, изломанных, витиеватых линий, что делает названия групп абсолютно нечитаемыми.

Идеология

Блэк-метал характеризуется крайней идеологизированностью, зачастую - экстремизмом. Изначально, блэк возник как радикальный протест к религии и всему Христианскому обществу. Наиболее распространённой темой является «тёмная сторона»: сатанизм, оккультизм, а также нигилизм, война, мизантропия, ненависть. При этом, несмотря на кажущиеся противоречия, огромное внимание уделяется скандинавской мифологии, языческим верованиям северных народов, их культуре и письменности, фольклору (ввиду наибольшего вклада в становление жанра норвежцев во время второй и третьей «волны» блэк-металла). Излюбленная тема: восхищение северной природой, лесами и горами (встречаются эпитеты: «холодный», «нордический» блэк-метал). Кроме того, достаточно часто в блэке присутствуют элементы нацизма, что порождает среди поклонников массу споров и в целом дискредитирует музыкальный жанр. Периодически у исполнителей и сторонников блэк-метала возникает резкая полемика относительно того, кто из представителей стиля наиболее привержен «настоящему», правильному, «тру-» блэк-металлу (от англ. True Black metal). Отклонения от жёсткого блэк-звучания (эксперименты с электроникой, симфонические аранжировки, женский вокал и т. д.) очень негативно воспринимаются в блэк-среде, из-за чего некоторые направления блэка (например, симфо-блэк) заслужили у «ортодоксальных» последователей жанра репутацию «продажных» и «предательских». Также крайне негативно воспринимаются попытки исполнителей достичь популярности и коммерческого успеха (ротация на телевидении и радио, публикации в мейнстримовых журналах, контракты с крупными лейблами). По этой причине многие андеграундные исполнители сознательно уходят от всего, что могло бы связать группу с «коммерцией»: выпускают записи только на дешёвых носителях (кассетах), минимальными тиражами (иногда не более 2-3 десятков экземпляров, или, например, по «числу зверя» - 666 копий), со звуком крайне низкого качества, никогда не дают концертов. Тем не менее, в последние годы блэк-метал перестал быть исключительно «андеграундным» явлением.



Прото-блэк

Прото-блэк (англ. Proto-Black metal) или классический блэк (хотя классическим часто называют true- и raw-black-metal) - блэк-метал в его изначальном виде, ещё не отделившийся до конца от трэш-, или хэви- метала(как это было с группой Mercyful Fate). Бласт-бит прослеживается далеко не во всех композициях. Вокал, за исключением группы Bathory, не слишком высокий. Сейчас почти не встречается.

    * Родоначальники: Bathory, Celtic Frost, Hellhammer, Mercyful Fate, Sodom, Venom, Sarcofago.
    * Типичные представители: они же, кроме того, Amazarak (Бразилия), Aura Noir, Damnation (Швеция), Gravewϋrm.

Примитив/Хаотик Блэк

Данный подстиль берет свое начало еще в конце 80-х с творчества таких команд, как Beherit, Von, Blasphemy, Archgoat, Goat Vulva. Используется также равнозначное название Goat Metal. Для стиля характерен наибольший примитивизм, максимально простая партия ударных инструментов, особо хаотичная структура композиций и гроулинг в качестве основного вокала. Звучание гитар напоминает грайндовое. Тематика текстов - ядерная война, тотальная аннигиляция и т. д. Для подавляющего большинства команд данного направления характерно повсеместное использование артворков от Криса Мойена (Chris Moyen).

    * Родоначальники: Von, Blasphemy, Beherit, Archgoat, Abhorer
    * Типичные представители: Blasphemy, Proclamation, Goat Semen, Black Witchery, Sadomator, Morbosidad, Krieg (часть релизов), Manticore, Profanatica

Тру блэк

Тру-блэк (англ. True Black metal - «правильный», «истинный блэк-метал») - самое радикальное, «чистое» направление блэка. Идеологически правильными в тру-блэке можно считать тексты на такие темы как антихристианство, нигилизм, сатанизм, дьяволопоклонничество, люциферианство, оккультизм. Стиль возник в Норвегии. Музыка как правило предельно простая, зачастую примитивная, хотя встречаются группы с высоким исполнительским мастерством, играющие тру-блэк с довольно сложной структурой.

Условным подвидом тру-блэка является Raw black metal (англ. raw - сырой), композиции записаны одной дорожкой без потоков, в крайне низком качестве.

True и Raw black metal - это блэк с «сырым», грязным звучанием, в идеологическом смысле отличающийся предельным радикализмом и нетерпимым отношением ко всему, на грани экстремизма. Особым почтением у поклонников жанра пользуются представители стиля с преступной репутацией: убийства, погромы, осквернения религиозных святынь, поджоги церквей, тюремные заключения.

Считается, что слово "Тру" в среде поклонников блэк-метала используется как характеристика идеологической направленности группы; то есть группа, не придерживающаяся идеологии блэк-метала, считается «не истинной», отошедшей от канонов стиля, «не тру». Однако, как показывает опыт, эта характеристика больше употребляется в иронической манере.

    * Родоначальники: Burzum, Darkthrone, Mayhem
    * Типичные представители: Immortal, Gorgoroth (первые альбомы), Mütiilation, Belketre, Lucifugum (позднее творчество), Judas Iscariot, Deathspell Omega, Arckanum, Ildjarn, Nachtmystium, Beherit (1989-1993), Туман, Clandestine Blaze, Moonblood, Nighthatred, Katharsis, Peste Noire, Gehenna (раннее творчество), Bahimiron, Horna, Vlad Tepes, Sargeist, Behexen, Corpus Christii, Watain, Funeral Mist, Krieg, Bael, Deviant, N.I.L, Antaeus, Ad Hominem, Aosoth, Blackdeath, Armagedda, Craft, Ondskapt, Inquisition, Old Wainds, Beastcraft, Besatt, Tsjuder, Koldbrann, Urgehal.

Пэган-блэк

Языческий блэк-метал (англ. Pagan Black metal), для него характерно отсутствие сатанинской идеологии при сохранении враждебного отношения к Христианству. Многие представители Pagan-black-metal близки к NSBM, в частности их роднит наличие в текстах элементов расизма или антисемитизма. Одним из идеологов языческого блэк-метала, основанного на скандинавской мифологии, является Варг Викернес.

    * Родоначальники: Ulver (ранний).
    * Типичные представители: Adultery, Severgore, Argar, Belenos, Heiden, Hel (Германия), Kampfar, Menhir (Германия), Minas Morgul (Германия), Odal (Германия), Raven Dark, Riger, Sigma Draconis, Skyforger, Sunchariot (Россия), Światogor, Tharaphita, Triskèle, Trollech, Udainsakr, Uranus, Urskumug, Велимор, Satyricon(Норвегия), Nokturnal Mortum (ранее творчество), The Troth (Россия).

Викинг-блэк

Викинг-блэк (англ. Viking Black metal) - результат смешения блэк-метала с викинг-металом. Стилистикой текстов похож на Pagan black, но часто идейно насыщен последней битвой - Рагнарёком. Тексты повествуют о древних битвах северных воинов с захватчиками или наоборот - об ограблении монастырей во славу северных богов, о преданиях, легендах, былинах и мифах.

    * Родоначальники: Bathory.
    * Типичные представители: Enslaved, Nachtfalke, Thyrfing, Black Fog, Der Henker, Empyrean Plague, Lindisfarne, Thrudvangar, Ulvhedin.

Депрессив-блэк



Депрессивный блэк-метал (англ. Depressive Black metal), так же известен как Suicidal Black Metal, или Depressive Suicidal Black Metal (DSBM), - Довольно распространенное течение в блэк-метале, отличающееся особой длиной и зацикленной структурой композиций, монотонностью, «жужжащими» гитарами, иногда - «акцентирующими» клавишными. Для некоторых исполнителей характерен быстрый темп и надрывная манера исполнения (Abyssic Hate, Nyktalgia, Silencer, Malvery), для других, наоборот, невысокий темп и общая гипнотическая атмосфера (Xasthur, Coldworld, Defaillance, Veil, Морг Безумия). Основной тип вокала - шрикинг (шрайк) (от англ. to shriek - «пронзительно кричать, вопить»), инхэйл - истеричный вой, верещание. Вокалисты с помощью воя акцентируют внимание на концовке такта. Гитарных соло обычно нет. Барабаны звучат медленно и апатично, а в некоторых композициях даже отсутствуют. Бласт-бит почти не применяется, используется лишь немногими исполнителями и крайне редко - в наиболее кульминационные моменты.

Тематика текстов - тоска, апатия, депрессия, отчаяние, самоубийство, ненависть, безумие, сумасшествие. Помимо перечисленного, часто сохраняется присущая традиционному блэку идеология (сатанизм, антихристианство), но в меньшей степени.

Элементы депрессив-блэка наблюдаются у многих представителей блэк-метала, формально не относящихся к депрессиву.

    * Родоначальники: Burzum (альбомы Hvis Lyset Tar Oss, Filosofem), Strid (EP Strid (1995)), Abyssic Hate, Sortsind, Bethlehem, Forgotten Woods
    * Типичные Представители: Xasthur, Wedard, I Shalt Become, Birkenau, Anti, Nocturnal Depression, Velvet Cacoon, Shining, Winds Of Sorrow, Saol, Sorrows, All The Cold, Beatrik, Silencer, Nyktalgia, Happy Days, Sterbend, Svart, Trough The Pain, Nortt, Veil, uRAn 0, Асклепия, Морг Безумия

NSBM



Принадлежность групп к этому жанру определяется текстами, которые идеологически ориентированы на расизм, нацизм, антисемитизм. При этом подавляющее большинство исполнителей сочетает нацизм и антисемитизм с язычеством, что роднит жанр с пэган-металом, однако есть и сочетающие с True (сатанистской) тематикой. Музыка может варьироваться от фолк-рока до классического блэк-метала; отдельные группы по звучанию близки к Rock Against Communism (заметно влияние панк-рока и Oi!)

Жанр сформировался к середине 1990-х гг., когда наиболее радикально настроенное крыло последователей блэк-металла не могли более спокойно наблюдать за постепенным угасанием блэк-сцены, уходом исполнителей жанра от канонов, всеобщей коммерции, и вооружившись наиболее жесткими агрессивными идеями, в частности - идеями национал-социализма, нацизма, расизма, связанной с этим атрибутикой и символикой, замешанными (в дань канонам тру-блэка) на почве нео-язычества, Северной мифологии и Сатанизма, создали новое радикальное андеграундное течение - National Socialist Black Metal.

    * Родоначальники: Absurd, Morke (Германия), Graveland (Польша), Kristallnacht (Франция).
    * Типичные представители: Totenburg, Nokturnal Mortum (позднее творчество), Dub Buk (Украина), Warhead (Польша/Украина), Темнозорь, Branikald (поздние альбомы), поздний Forest (Россия), Thor's Hammer, Capricorns, Kataxu (Польша).

Мелодик блэк-метал



Группы, играющие в этом стиле, характеризуются привычными для жанра вокалом (скримингом, реже гроулингом), бласт-битом. Тем не менее звучание отличается от традиционного, прежде всего за счет меньшего использования дисторшна (в том числе встречаются чистые гитарные соло), усложнённой структуры (например, чередования быстрых и медленных частей) и преобладающей роли «атмосферных» клавишных. Некоторые группы по музыке и тематике песен (вампиризм) близки симфо-блэку и даже готик-металу.

    * Родоначальники: Kvist, Dissection.
    * Типичные представители: A Winter Within, Abyssos, Agathodaimon, Ancient, Ancient Ceremony, Daemonarch, Dark Fortress, Dismal Euphony, Dornenreich (раннее творчество), Hecate Enthroned, Illnath, Lord Belial (раннее творчество), Naglfar, Old Man's Child, Siebenbürgen (раннее творчество), Twilight Ophera, Rotting Christ.

Атмосферный блэк

(англ. Atmospheric Black metal) Часто перекликается с депрессивным блэк-металом. Добавлены клавишные вставки. Тематикой текстов в основном является северная природа (леса и горы), а также мифология, фолклор и соответствующая литература (например, Summoning, целиком посвященный творчеству Толкиена). Есть представители с Depressive/Suicidal-направленностью. Иногда прослеживается влияние Doom metal.

Атмосферный блэк-метал отличается способностью создавать в воображении слушателя глубокие сложные образы, иллюзии несуществующих миров и происходящих в них событий. В этом смысле атмосферный блэк можно считать интеллектуальной музыкой, творчески более зрелой в сравнении с классических блэком.

    * Родоначальники: Emperor, Summoning, Carpathian Full Moon, Kvist
    * Представители: Profanum,Basarab, Darkestrah, Abyssum, Nae'blis, Wanderer, Ancient Wisdom, Algaion, Ceremonial Embrace, Gaoth Anair, Mournful Night, Evol, Thy Repentance, Archaicus, Cimetière, Walknut, The Firstborn, Archaicus, Astaroth (позднее творчество), Triste, Sear Bliss, Drudkh, The Troth (Россия).

Эмбиент-блэк

Эмбиент-блэк-метал (англ. Ambient Black metal) часто перекликается с депрессивным блэком и атмосферным блэком. Добавлены клавишные пассажи, отдельные звуки и шумы природы. Музыка не экстремальна и далека от блэка, но вокал (если присутствует) и лирика оставлены от прародителя. Зачастую к этому направлению причисляют эмбиентные сайд-проекты блэк-метал музыкантов.

    * Родоначальники: Les Légions Noires(Aäkon Këëtrëh, Amaka Hahina, Moëvöt, Satanicum Tenebrae), Beherit
    * Представители: Abruptum, Paysage D`Hiver, Henoth, Vinterrikket, Stalaggh, Svartthron, Viking Crown (последний альбом), Dissidens, Forest Silence, Trist, Nazhand.

Симфо блэк-метал



Разновидность блэка, для которой характерно широкое использование клавишных, эмбиентных пассажей, иногда оркестровых арранжировок и женского вокала, при сохранении достаточной агрессивности звучания. Часто у таких исполнителей наблюдается индифферентное отношение к традиционной блэк-идеологии. Группы, играющие в этом стиле коммерчески наиболее успешны, а их музыка в исполнительском смысле наиболее сложна и структурирована.

    * Родоначальники: Emperor
    * Типичные представители: Cradle of Filth, Dimmu Borgir, Alghazanth, Anorexia Nervosa,Catamenia, Finnugor, Darzamat (некоторые альбомы), Dryados, Tvangeste, Tyrant (Япония), Graveworm (Южный Тироль, Италия),.

Индустриальный блэк

Индастриал-блэк-метал (англ. Industrial Black metal) представляет собой индастриал-метал, в котором присутствуют элементы блэка, в первую очередь очень плотные и быстрые ударные (обычно с использованием драм-машины), скриминг, как основной тип вокала, и типичные для блэк-метала тексты (с добавлением индустриальной тематики).

    * Родоначальники: Mysticum, Helheim (также известны как The Helheim Society)
    * Представители: Aborym, Ars Macabra, Atomtrakt, December Wolves (альбом «Blasterpiece Theatre»), Diabolicum, Godkiller, Mysticum, Ordo Tyrannis, Shade Empire, Stagnatus, The Axis of Perdition, Therm.Eye.Flame, Tidfall, Troll (позднее творчество), The Kovenant, Blacklodge, Reverence, …and Oceans, uRAn 0, Spektr, Control Human Delete, Nord'n'Commander

Пост-блэк

Пост-блэк-метал (англ. Post-Black metal) - возникший в середине 1990-х годов подвид блэка. Характеризуется усложнением структуры композиций, полифоническим звучанием, эклектичностью, добавлением элементов классической музыки, джаза, авангарда, индастриала, трип-хопа и электронной музыки. Партии всех инструментов гораздо разнообразнее, чем в традиционном блэк-метале, построение композиций более сложное и замысловатое. Многие группы, играющие в этом стиле, часто называют авангардным блэк-металом (англ. Avant-garde black metal).

    * Родоначальники: Arcturus, Blut aus Nord, Sigh, Mayhem (поздний).
    * Типичные представители: December Wolves (альбом Blasterpiece Theatre, 2002 г.), Ephel Duath, Fleurety, Ordo Draconis, Sariola, Seth (после 2000 года), Solefald, The Firstborn,Inhein , Transcending Bizarre?, Ved Buens Ende, Deathspell Omega (поздние альбомы).

Христианский блэк



Christian black metal - Пожалуй, самый необычный и редкий подвид жанра, иногда называемый unblack metal, по звучанию схож с true/raw black metal, но отличается от родоначальника идеологией, то есть - лояльностью к Христианству. Группы христианского блэк-метала являются по сути «протестом в протесте» - выступают против сатанинско-языческой тематики в традиционном блэке.

Среди поклонников и исполнителей традиционного блэк-метала отношение к христианскому блэку неоднозначное. Одни уважают его исполнителей за их музыку, смелость и собственную точку зрения. Другие называют их предателями жанра и даже посылают в их адрес угрозы - как, например, Евронимус из Mayhem.

    * Родоначальники: Antestor
    * Представители: Vaakevandring, Horde, Holy Blood, Crush Evil, Crimson Moonlight, Frost Like Ashes


Источник: http://www.wikipedia.com
Категория: Стили и жанры | Добавил: Belaz (18.03.2009)
Просмотров: 452 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Категории каталога
Исполнители [10]
Стили и жанры [28]
Форма входа
Меню
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наш опрос
Как ты к нам попал?
Всего ответов: 106