Народная музыка (или фольклорная, англ. folk) - музыкально-поэтическое творчество народа (от первобытных охотников, рыболовов, скотоводов-кочевников, пастухов и земледельцев до сельского и городского трудящегося населения, мастеровых, рабочих, воинской и студенческой среды). Она - неотъемлемая часть фольклора и вместе с тем включается в исторический процесс формирования и развития музыкальной культуры (культовой и светской, профессиональной и массовой). На конференции международного совета народной музыки (нач. 1950-х гг.) народная музыка была определена как продукт музыкальной традиции, формируемой в процессе устной передачи тремя факторами - непрерывностью (преемственностью), вариантностью (изменчивостью) и избирательностью (отбором среды).
Сложен и мало изучен вопрос о взаимосвязях народной музыки с музыкой религиозного культа. Религиозные песни, распространяемые в ряде культур, после частичной переработки и переосмысления становились частью народной музыкальной традиции (например, рождественские коляды в Польше, английские Christmas-carols, немецкие Weihnachtslieder, французкие Noлl и т. п.).
Также сложно изучать вопросы развития народной музыки. Различают устную и письменную музыкальные традиции. Задолго до возникновения письменных музыкальных традиций из различных форм и типов первобытного синкретизма (обрядовые действа, игры, песнепляски в сопровождении музыкальных инструментов и др.) сформировались и развились самостоятельные жанры музыкального искусства - песенные, инструментальные, танцевальные - с их последующей интеграцией в синтетические виды творчества. Появление музыкального профессионализма также является сложным вопросом, поскольку профессионализм характерен не только для письменных музыкальных традиций, но и для устных (например, индийские раги, иранские дестгахи, арабские макамы). Со времени развития письменных музыкальных традиций происходит постоянное взаимовлияние культур. Таким образом народная музыка существует на определённой территории и в конкретное историческое время, т. е. ограничена пространством и временем, что создаёт систему музыкально-фольклорных диалектов в каждой народной музыкальной культуре.
Виды (жанры) народной музыки
* песня o трудовая o обрядовая o праздничная o лирическая o колыбельная o плясовая * песенная импровизация (тип саамской йойки) * песня без слов (напр., чувашская, еврейская) * эпическое сказание o былины o духовные стихи o скоморошины o старшие исторические песни o баллады * танцевальные мелодии * плясовые припевки (напр., рус. частушка) * инструментальные пьесы и наигрыши (сигналы, танцы)
Выразительные средства народной музыки
* мелос (от речитативного, напр. эстонские руны, юж.-слав. эпос, до богато орнаментального, напр. лирич. песни ближнесредневосточных муз. культур) * многоголосие (гетерофония, бурдон, полиритмич. сочетание попевок в ансамблях афр. народов, нем. хор. аккордика, груз. квартосекундовая и ср.-рус. подголосочная полифония, литов. канонич. сутартинес) * ладозвукорядная система (от примитивных малоступенных и узкообъёмных ладов до развитой диатоники "свободного мелодич. строя") * ритмика (в частности, ритмоформулы, обобщившие ритмику типовых трудовых и танцевальных движений) * формы (строфы, куплеты, произведения в целом; парные, симметричные, асимметричные, свободные и др.).
Народные артисты, певцы и сказители
В разное время и в разных странах носителями народной музыки были не только безымяные исполнители, но и талантливые творцы-исполнители: